Карточки для запоминания – это отличное, проверенное временем средство, помогающее запомнить формулы и уравнения, написание слов, фразы или правила иностранного языка. Буквально «поместить» в память все, что угодно. Система работы с карточками называется «Методом Лейтнера». Она проста в использовании, карточки можно сделать за 15 минут и использовать много раз.
Делаются карточки с вопросом с одной стороны и ответом с обратной. Затем они переворачиваются вниз ответами. Доставая карту за картой, нужно вспоминать правильные ответы, переворачивать карточки и проверять их. Все правильные ответы убираются, а неправильные складываются в новую колоду и повторяются снова по тому же принципу. Читаете вопрос, вспоминаете ответ, проверяете, оставляете только те, что не вспомнили или вспомнили неправильно.
1. Делайте записи читаемыми. Пишите понятным почерком на чистой карточке из плотной бумаги или картона. Проверьте свою ручку или маркер на отдельном листке, чтобы удостовериться, что чернила пишут ярко, не оставляют помарок и не просвечивают через бумагу.
2. Создайте отдельные группы карточек. Разделите свои карточки на группы, например, глаголы и существительные, и напишите число для каждой группы в углу карточки. Маркировка карточек по группам поможет собрать их правильно, если они перемешаются, и использовать их в сочетании с другими темами.
3. Один вопрос и один ответ. Старайтесь задавать (и писать) один вопрос на одной карточке, для того чтобы, она не была переполненной большим количеством информации. Это поможет не забыть, что конкретно важно. Процесс создания карточек помогает запомнить информацию, поэтому делайте их самостоятельно и лучше всего пишите от руки.
4. Не пишите слишком длинные фразы или вопросы. Пишите максимально кратко, например, «столица Бразилии?» вместо «Какова столица Бразилии?». Используйте маркер или ручку, чтобы подчеркнуть или выделить ключевые слова в длинных ответах.
5. Добавьте картинку. Приклейте картинку, которая ассоциируется со словами на карточке. Это поможет визуально представить правильный ответ. Еще можно рисовать то, что ассоциируется у вас с тем или иным ответом. Это своеобразная персонализация знания — то, что мозг представляет в ответ на какой-то вопрос, и будет «крючком», достающим ответ в нужный момент.
6. Проверьте свои знания. Когда будете повторять весь материал, отложите карточки в сторону. Мозг, скорее всего, уже запомнил информацию. Отсутствие карточки поможет вам выявить слабые области в ваших знаниях. Главное, не привязываться к карточкам, иначе мозг будет реагировать именно на их форму (цвет текста, бумагу) и не сможет воспроизвести материал без этих опор. Сосредоточитесь на информации (образах) и не фиксируйтесь на самих карточках.
Существуют и другие технологии запоминания учебной информации — рифмовать понятия или слова, приклеивать стикеры с иностранными словами или формулами на стенах и предметах дома (непроизвольное запоминание). Но кроме них важными являются и другие факторы — хороший сон перед зачетом или экзаменом, нормальная легкая еда (особенно орехи, фрукты, брокколи), которая не будет «отвлекать» лишнюю энергию от мозговой деятельности и, конечно, отсутствие раздражающих факторов.